ГПЗ 5



Государственный подшипниковый завод №5 основан в Томске в 1941 году на базе эвакуированного в годы Великой Отечественной Войны из Москвы ГПЗ 1. Оборудование устанавливали на территории Северного военного городка, используя любые подходящие для этого помещения: склады, конюшни, казармы. Первый подшипник был выпущен 21 ноября 1941 года. Этот день считается днем основания завода.

В 1945 году по окончании Великой Отечественной Войны было принято решение не возвращать оборудование обратно в Москву на ГПЗ 1, а оставить предприятие как самостоятельный завод по выпуску подшипников под названием ГПЗ 5. За время работы с 1941 по 1945 год завод выпустил около 10 миллионов подшипников для военной техники.

После 1945 года началось освоение мирной гражданской продукции, строительство новых, подходящих для производства цехов. В 1964 году запущен новый филиал ГПЗ 5, впоследствии известный как ГПЗ 29 или Завод Приборных Подшипников. На предприятии производилось более 300 стандартных типов шариковых радиальных однорядных и шариковых радиально-упорных однорядных подшипников диаметром от 9 до 220 миллиметров, в том числе малошумных (Ш1 и Ш2), которые широко использовались в автомобилестроении, тракторостроении, при изготовлении электродвигателей, насосов и другого оборудования.

В 1992 году ГПЗ 5 был акционирован и преобразован в компанию «Томский Подшипник», а чуть позже в «РОЛТОМ». В таком виде предприятие успешно функционировало до 2008 года, когда мировой экономический кризис ударил по всей промышленности. К 2009-2010 годам компания накопила критическую массу долгов и производство было остановлено. Предпринимались попытки возобновления выпуска подшипников, но в итоге ГПЗ 5 («РОЛТЛМ») к 2012 году прекратил свое существование.